Представитель Центра морского права принял участие в Международном арктическом форуме
no-image

Представитель Центра морского права принял участие в Международном арктическом форуме

3 декабря 2019

3 декабря 2019 года в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации прошел VII Международный арктический правовой форум «Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты».

Участие в нем принял профессор кафедры «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта, Главный научный консультант Центра морского права, д.ю.н., профессор, Почетный Работник Морского Флота Гуцуляк Василий Николаевич, который на секции «Арктический Совет и другие претенденты на лидерство в Арктике» выступил с докладом « Правовой режим Северного морского пути в свете проблем защиты и сохранения морской среды».

Модераторами секции выступили Научный руководитель Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Президент Ассоциации международного права, д.ю.н., профессор Капустин Анатолий Яковлевич, а также президент Ассоциации международного морского права, заместитель Генерального директора ПАО «Совкомфлот» Медников Владимир Александрович.

В докладе Гуцуляка В.Н. было подчеркнуто, что Арктика – с одной стороны, это одна из наиболее уязвимых экологических систем, поскольку, например, нефтепродукты, попавшие в арктические воды, могут находиться там до пятидесяти лет ввиду крайне низкой скорости ее химического и биологического разложения. С другой – в силу своего географического расположения Арктика оказывает существенное влияние на погоду и климат в целом нашей планеты. Именно здесь антропогенное воздействие может иметь самые разрушительные для человеческой цивилизации последствия.

Автор в качестве примера привел катастрофу с супертанкером «Эксон Валдиз» (« Exxon Valdez») у берегов Аляски в 1989 г., когда за борт вылилось свыше 40 тыс. т сырой нефти и токсическое воздействие от которой ощущается и сегодня по прошествии более 30 лет.

Докладчик так же привел целый ряд аргументов против концепции «интернационализации» Северного морского пути. По его мнению, подход к этой арктической акватории как исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации вполне обоснованный и правомерный в силу исторических прав России в этом регионе и ст.234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., дающей Российской Федерации право принимать и обеспечивать здесь соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов.

В докладе также были приведены те гипотетические последствия, которые может иметь отмена разрешительного прохода по Северному морскому пути. Вместе с тем, докладчиком было предложено согласовать Правила плавания судов в акватории Северного морского пути с Международной морской организацией – ИМО, с тем, чтобы снизить накал критики со стороны одного из приарктических госдуарств и повысить международно-правовую легитимность Правил плавания в акватории Северного морского пути.

no-image